Заручье - Старополье - Ложголово - Пенино - Козья Гора

Главная / Паломнические поездки / Однодневные паломнические поездки / Святыни Гдовской земли. Литургия в Успенском храме

Маршрут паломнической поездки

Описание поездки

                                                                                                               СВЯТЫНИ ГДОВЩИНЫ 

Ложголово, Старополье, Заручье, Пенино, Козья Гора. Березовая аллея прав. Иоанна Кронштадтс кого. Место явления св. Георгия Победоносца. Тропа, источник и «стопочка» Пресв. Богородицы. Источник св. Параскевы  Церкви: Рождества Покрова  и Успения (Заручье) Пресв Богородицы.ЗАРУЧЬЕ: Храм Успения Богородицы, Литургия. Трапеза. Источник.

ЗАРУЧЬЕ. Храм Успения Пресвятой Богородицы. 

СТАРОПОЛЬЕ Церковь Рождества Христова пятиглавый храм в русско-византийском стиле 19в.

ЛОЖГОЛОВО. Две церкови Георгия Победоносца. Нач. 19в. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.Доложская пещера. Стопочка Богородицы (в русле реки)

ПЕНИНО: Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Святой источник Параскевы Пятницы.

КОЗЬЯ ГОРА: Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Была построена в конце 19 века как монастырский храм. Монастырь упразднили, а церковь не тронули. Простояла все годы в том виде, в каком вели службу еще до революции.

 

З А Р У Ч Ь Е

Храм Успения Пресвятой Богородицы.

В селе Заручье Сланцевского района Ленинградской области расположен Доложский (Михайловский) погост. На погосте восстанавливается церковь Успения Пресвятой Богородицы, в которой некогда хранилась чудотворная икона, явленная в Доложских пещерах. В нескольких километрах от села Заручье не доезжая до деревни Лужки на реке Долгой находятся развалины Свято-Успенского скита на месте явления Богородицы. Скит был построен над Доложской пещерой (криптой) в которой бьет целебный святой источник, образуя небольшое подземное озерко. Подле скита в русле реки находится камень со следом стопы Богородицы. Рядом находятся развалины богадельных домов и мельничной плотины с хорошо сохранившимися мельничными жерновами. По преданию в первой половине XVIII столетия в пещере жил какой-то пустынник, который тут и скончался.

Л О Ж Г О Л О В О

Церковь Георгия Победоносца. Нач. 19в.

Первоначальная деревянная церковь перенесена в Ложголово из дер. Лососки (?) или построена ок. 1660, сгорела в 1831. Кирпичная церковь построена в 1832-1835 арх. А. З. Комаровым, освящена в нояб. 1835. Иконостас с образами, созданный в кон. XVIII в. мастерами Академии Художеств, получен в 1834 из церкви при Воспитательном императорском доме в Петербурге. Перестраивалась в 1879 арх. Г. А. Соловьевым, в 1907-1908 арх. П. П. Соколовым (?) и в 1912 арх. П. П. Трифановым. После перестроек представляет собой здание в псевдорусском стиле с большим луковичным куполом и шатровой колокольней. Закрыта 4 сент. 1936. Открыта в 1942, не действовала с 1962 из-за отсутствия священника. Закрыта в нояб. 1963, здание намечалось под клуб, но использовалось под склад удобрений и мастерские, длительное время не ремонтировалось и постепенно разрушалось. Возвращена верующим в 1991, после восстановления действует с 1998.

С Т А Р О П О Л Ь Е

Храм Рождества Христова

В 165-ти километрах к юго-западу от Санкт-Петербурга, в селе Старополье. возвышается величественный пятиглавый храм с высокой 45-метровой колокольней, которую видно издали. Это главный приходской храм села, посвященный Рождеству Христову.

Первое упоминание Старополья (в XVI-XVII веках именовавшегося погостом Валово) содержится в Писцовой книге Шелонской пятины под 1498 годом. Первоначальная церковь была посвящена святому Георгию Победоносцу. В XVII веке, по возобновлении храма в селе Валовом (Старополье), церковному причту было указано перейти на жительство из Курешей в село Валовое. В писцовой книге 1676 года подробно описывается деревянный шатровый храм великомученика Христова Георгия в селе Валовом Старопольской сотни. При храме была «колокольница в два колокола, один в два пуда, а другой - в пуд». В 1711 году вместо описанной церкви, вероятно сгоревшей от пожара, на погосте была выстроена новая, освященная 7 октября 1711 года, также деревянная и однопрестольная, простоявшая более века и разобранная за ветхостью около 1827 года, уже после сооружения каменной Ильинской церкви.

В 1870-х годах, при священнике Валентине Кедрове, решили выстроить в селе новый просторный каменный храм. 

Храм задумали трехпрестольным, посвятив центральный престол Рождеству Христову, а боковые приделы - Святителю Николаю и Иконе Божией Матери «Всех Скорбящих радость». . С появлением нового храма Старополье и вовсе превратилось в крупный духовный центр, которому могли бы позавидовать даже большие уездные города. При Рождественской церкви действовали три школы для детей и взрослых (подавляющая часть населения не владела грамотой), а из почитаемых святынь следует особо отметить икону Тихвинской Божией Матери - один из немногих списков с подлинника, включенных в реестр еще при Иоанне IV.

После революции и ухода Белой армии в 1921 году церковная земля (180 десятин) была конфискована, позже закрыли и церковноприходские школы - они стали государственными.. Во время войны службы возобновились благодаря деятельности Псковской миссии, затем Христорождественский храм обрекли на запустение и разруху.

В 1990 году решением администрации Сланцевского района церковь Рождества Христова была передана верующим. Летом 1998 года при активном участии храма святого Георгия Победоносца на Средней Рогатке началась реставрация «старопольской жемчужины».

В селе Заручье Сланцевского района Ленинградской области расположен Доложский (Михайловский) погост. На погосте восстанавливается церковь Успения Пресвятой Богородицы, в которой некогда хранилась чудотворная икона, явленная в Доложских пещерах. В нескольких километрах от села Заручье не доезжая до деревни Лужки на реке Долгой находятся развалины Свято-Успенского скита на месте явления Богородицы. Скит был построен над Доложской пещерой (криптой) в которой бьет целебный святой источник, образуя небольшое подземное озерко. Подле скита в русле реки находится камень со следом стопы Богородицы. Рядом находятся развалины богадельных домов и мельничной плотины с хорошо сохранившимися мельничными жерновами. По преданию в первой половине XVIII столетия в пещере жил какой-то пустынник, который тут и скончался. К сожалению, имя пустынника, и время его кончины забыты, следы могилы изгладились. Возможно, это был монах Новгородских Св. Обителей или Александро-Невскаго Монастыря (из церковных документов известно, что крестьяне Михайловскаго погоста, Сомерской волости принадлежали до 1710 г. Софийскому Собору, а с 1710 г до 1763 г. Александроневскому Монастырю - в Доложском погосте находилось монастырское правление).

Доложск (Заручье) - это старинное поселение, которое стало православным центром той местности после того, как село Филево, что на другом конце озера Долгого, было сожжено поляком Лисовским в 1610-1612 гг. Из Филева в Доложск был переведен Михайловский погост, освящен храм во имя Архстратига Михаила и перевезена чудодейственная икона 16 века. По преданию, изначально эта икона была обретена в пещерах, существовавших неподалеку от Доложска. С этой иконой ходили в крестные ходы 15 августа и 8-9 сентября каждого года. В середине XVIII века в Доложске произошло чудесное явление Царицы Небесной. Согласно старой легенде Божия Матерь явилась на ином Чудесном источнике в местности Иван Ручий. На том месте образовался грот и пробились два ключика. Над одним в прошлом существовала рубленная из дерева купель, а над другим в начале ХХ века поставили деревянный храм. Этот храм уничтожен в годы войны. На месте алтаря храма радетельными жителями поставлен памятный крест.  Переходя реку Долгую, Богородица ступила ногой на камень в водах ее, отчего на нем отпечатался ее следок. Он представляет из себя небольшой след правой ноги, направленный против течения реки. Далее Богородица направилась в сторону Доложска и у большой дороги присела отдохнуть на камень.
Ныне сохранившийся (в полуразрушенном состоянии) каменный храм был построен по усердию благочестивых и доброхотных дателей, благоговейно чтущих Св. икону Успения Пресвятыя Богородицы. Вот как он выглядел до бесовского разорения: "Великолепный обширный каменный храм в честь Успения Божией Матери, в руссковизантийском вкусе, с прекрасною легкою колокольнею; грани глав церковных и колокольни вызолочены червонным золотом и по голубому полю усажены позолоченными звездами; — сквозные кресты, шары, звезды и грани, при лучах утренняго солнца и при свете луны ночью, делают ослепительную игру в синеве голубаго неба. Храм этот выстроен из лучших материалов; постамент, вкруг всей церкви и пилястры дверей и ступени у входов в храм, выложены лучшим цоколем".
 Освящен храм в Доложске был в 1864 году.

В 1955-56(?) году председатель совхоза взорвал по указке бесовских властей скит у Доложской пещеры, чтобы "использовать кирпич на постройку свинарника". Расчитска руин Доложского скита началась осенью 2009 года. Каменный храм в Заручье уже действует и продолжает восстанавливаться усилиями настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы в Заручье игумена Адриана

  П Е Н И Н О

Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Храм возник по инициативе Симеона Гавриловича Гаврилова (†1908), в прошлом крестьянина д. Ожево Пенинского прихода, к 1880-м годам ставшего Санкт-Петербургским купцом второй гильдии. Вместе с прихожанами с. Пенино он вознамерился соорудить в селе новый каменный трехпрестольный храм. Место для постройки церкви было выбрано на холме, над озером Пенино, рядом с чтимым источником св. Параскевы Пятницы. 
В 1893 году была произведена закладка храма. К 1900 году величественный пятиглавый с мощной колокольней храм вознесся над всей местностью, и призывный зов его колоколов был слышен далеко вокруг. Большая церковь, достойная столичного города, поставила Пенинский приходской храм в ряд лучших столичных построек, стала одним из лучших в епархии образцов «русского стиля». На пилонах церкви были фрески с изображением святых. Стены украшал цветочный орнамент, который сохраняется в рисунке белых изразцов пола. 
На освящение храма 17 августа 1900 года специально приехал св. прав. Иоанн Кронштадтский.

 Храм в Пенино в 1930-х годах был закрыт, а деревянный древний, стоявший у дороги, уничтожен. В годы войны 1942-44 годах в храме недолго совершались богослужения, вероятно, "входящим" священником Православной псковской миссии, открывшей сотни храмов после поругания их безбожниками. Однако после войны храм опять оказался недействующим. Действовала лишь расположенная вблизи Пенино Покровская церковь на Козьей Горе, которая была закрыта перед войной в 1937, но снова открыта в 1941 году и с тех пор действующая до сего дня. Иконостас храма сохранился, но в 1948 году он был перевезен в Крестовоздвиженскую церковь с. Ополье, где пребывает до настоящего времени. 
Часовня св. Параскевы Пятницы на святом источнике, освященная св. прав. Иоанном Кронштадтским, до сих пор пользуется особым почитанием богомольцев. К часовне ведет вековая березовая аллея. Народ называет это место Иорданью и постоянно берет здесь воду, приезжают издалека, из Петербурга, и берут воду большими емкостями. Местные жители периодически чистят источник и ухаживают за ним, (особенно после 1960-х годов, когда во время кампании борьбы с Церковью источник был намеренно загрязнен). 
Величественный храм Рождества Пресвятой Богородицы, несмотря на суровое время, и сегодня стоит как сказочный богатырь на высокой горе.

 

Оставить заявку

Для уточнения любых деталей поездки, Вы можете обратиться к нашим менеджерам: