Паломничество в Олонец и Важеозерский монастырь

Главная / Паломнические поездки / Однодневные паломнические поездки / Важеозерский монастырь. Олонец. Сяндемская пустынь.

Маршрут паломнической поездки

Описание поездки

Святыни монастыря: мощи преподобных Геннадия и Никифора, основателей монастыря, хранятся под спудом в храме Всех Святых; святой источник – колодец, выкопанный прп. Геннадием; частицы святых мощей вмч. Никиты Бесогона, прп. Серафима Саровского, свв. Дивеевских жен, св. блгв. кн. Александра Невского, прп. Антония Дымского, свт. Игнатия Брянчанинова, свв. Оптинских старцев, свв. Глинских старцев, свт. Иннокентия Московского, свт. Митрофана Воронежского, свт. Климента.

День памяти прп. Никифора 22 февраля (день преставления)

                      прп. Афанасия Сяндемского 31января и 15 мая

                      Собор Карельских святых 3 июня

                      23 февраля день памяти Марии Олонецкой

ИСТОРИЯ ВАЖЕОЗЕРСКОГО СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

В 16 веке почти в одно время на берегу реки Важе подвизались два подвижника: один из них ученик Александра Свирского,  - Геннадий Важеозерский, другой – Никифор Важеозерский. Основание монастыря приходит  на 20-е года 16 столетия.

В 1554 году монастырь получает грамоту от царя Ивана Васильевича Грозного на владение монастырскими землями. В этом же году преставился преподобный Никифор и был погребен в одной пещерке с преподобным Геннадием.

В начале XVII века монастырь был разорен польскими разбойничьими шайками, игумен Дорофей и семь человек братии были убиты. Монашеская жизнь в обители не прекратилась, и к концу XVII века монастырь полностью оправился от этого разорения, были восстановлены все храмы, кельи и хозяйственные постройки. В 1764 году, в результате церковных реформ Екатерины II, монастырь был закрыт, церкви обращены в приходские с припиской к Коткозерскому погосту.

Очередное возрождение монастыря началось с приходом в него  старца Исайи . В 1830 году он поселяется здесь со своими учениками, а в 1846 году монастырь вновь получает самостоятельность. В 1854 году начато строительство каменного храма на месте часовни над мощами преподобных основателей обители. 7 (20) августа 1858 года этот  храм был освящен во имя Всех Святых .

25 июля 1885 года Задне-Никифоровскую пустынь, как тогда назывался монастырь, постигло очередное несчастье: пожар, начавшийся при сильном ветре, уничтожил все строения обители, кроме деревянной надкладезной часовни св. вмч. Никиты, обгоревших каменных стен церкви Всех Святых и незначительных хозяйственных построек. В 90-х годах XIX века монастырь был отстроен при помощи св. Иоанна Кронштадтского, несколько раз в это время посетившего обитель. 19 июля (1 августа) 1892 года им был освящен вновь построенный на месте сгоревшего деревянный  Преображенский храм .

После революции монашеская жизнь в монастыре прервалась. Обитель была закрыта в 1923 году, в её стенах располагались и колония для несовершеннолетних, и психбольница. Храмы были осквернены: в Преображенском храме устроили спортзал, во Всехсвятском – сначала столовую, потом – клуб. Монашеская жизнь вернулась сюда лишь в 1991 году. Сейчас в обители совершается полный суточный круг богослужений, каждый день служится Литургия. Монастырь понемногу восстанавливается. Уже действуют три храма, хотя восстановительные работы в них продолжаются.

ОЛОНЕЦ — древний исторический город в Карелии, один из старейших городов северной России, одно из старейших поселений в Карелии, впервые упоминается в уставной грамоте князя Святослава Ольговича в 1137 г., в летописи - в 1228 г. В 1649 г. начато строительство Олонецкой крепости, защищавшей северо-западные границы Русского государства. К концу XVII века крупный торговый центр. По приказу царя Алексея Михайловича в Олонце был построен гостиный двор для иноземных купцов. Крестьяне Олонецкого погоста издревле выплавляли из болотной железной руды железо и изготовляли знаменитый "карельский уклад" (железо, близкое по качеству к стали), который продавали в Новгород, Ярославль, Москву и др.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ОЛОНЦА: Смоленский собор, музей карелло-леввиков, церковь Флора и Лавра, Успенская церковь в Кунелицах, памятник "Пушка", Олонецкие поля, городской парк, церковь Спаса в деревне Еройла, Олонецкая картинная галлерея. церковь святого креста церкви Ингрии.

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНЫХ ГЕННАДИЯ И НИКИФОРА ВАЖЕОЗЕРСКИХ

Прп. Геннадий еще в ранней юности пришел к прп. Александру Свирскому, когда тот подвизался у Святого озера. Принятый святым старцем в послушание, он быстро достиг высокого духовного совершенства. Через некоторое время по благословению святого, прп. Геннадий отошел в уединение на Важезеро, недалеко от Свирской обители, где и подвизался до самой смерти одиноким пустынником. Незадолго до кончины прп. Геннадий предсказал нескольким своим ученикам, что на этом месте будет устроена обитель. Предсказание старца сбылось: прп. Никифор основал здесь  Важеозерскую пустынь.

Вполне вероятно, что в земной жизни прп. Никифор никогда не встречался со своим предшественником. Родом он был из села Важины Олонецкого уезда, из крестьянской семьи. В ранней молодости он пришел к прп. Александру Свирскому и немало лет провел в иноческих трудах. Кроме молитвы, поста и труда, помогавших умерщвлению плоти, он возложил на себя железные вериги, которые носил прямо на теле. Когда Никифор испросил благословения у своего духовного наставника на посещение Киева, тот не сразу отпустил его в столь дальнее странствие. Для опыта и укрепления св. Александр сначала посоветовал ему сходить на богомолье к прп. Кириллу Новоезерскому.

В те далекие времена наши святые владели молитвенным общением. “Когда придешь к Ново-озеру, не ищи лодки... — напутствовал Александр Свирский своего ученика. — Отойди в сторону и молись, пока за тобой не приедут”. Прп. Никифор так и сделал. Достигнув озера, он не стал останавливаться в деревне, а отошел в сторону и принялся молиться. Потом его сморило, и он прилег на камень отдохнуть. Скоро его разбудили. Никифор увидел незнакомого монаха, выходящего из лодки. “Благослови меня, святой отец! — попросил прп. Никифор. — Прости, что уснул...” “Меня благослови! — ответил прп. Кирилл. — Ведь ты послан духовным братом Александром — служителем Пресвятой Троицы”. Как утверждает предание, когда святые обнялись, дивный свет воссиял над ними.

Никифор провел в Новоезерском монастыре восемь дней. Прощаясь с ним, прп. Кирилл сказал: “Хотя мы имеем с братом Александром большое желание увидеть друг друга, но по Божиему изволению в нынешнем веке сего не сподобимся и увидимся, когда от тела разлучимся, а твои труды, честный отче, не будут забыты перед Богом”.

После этого св. Александр Свирский благословил своего ученика и на паломничество в Киево-Печерский монастырь. Возвратившись из Киева, прп. Никифор вернулся в родное село Важины и оттуда ушел на Важезеро, где уже упокоился в жизнь вечную прп. Геннадий. Известно, что в 1530 году на берегу озера поднялась деревянная церковь во имя Преображения Господня, были сооружены десять келий для братии и дана царская грамота на владение землей.

Скончался прп. Никифор 9 февраля 1557 года. Прпп. Геннадий и Никифор, погребенные рядом, вместе являются с верою призывающим их в молитвенном обращении.

Оставить заявку

Для уточнения любых деталей поездки, Вы можете обратиться к нашим менеджерам: