Достоевский пророк своего Отечества, певец православия. Авторская программа профессора духовной академии, церковного историка, специалиста по изучению творчества Достоевского.

Главная / Паломнические поездки / Россия / Петербург Достоевского. | Авторская программа Н.К. Симакова.
  • Маршрту тура: Санкт-Петербург
  • Все даты поездок: 14.11.2021, 04.12.2021, 09.02.2022, 03.07.2022
  • Количество дней: 1 день
  • Стоимость тура: 1250
  • Ближайшая дата: 14-11-2021
  • Поделиться:
  • Заказать поездку

Маршрут паломнической поездки

Описание поездки

Авторская программа профессора духовной академии, церковного историка, специалиста по изучению творчества Достоевского.

Какое место занимает Достоевский в вашей жизни?
Гордость за то, что он гений русской литературы?, или он открыл некоторые потайные уголки вашей души?, или своим творчеством он повлиял на вашу жизнь? Несомненно одно: Достоевский - певец православия. Для некоторых этот тезис покажется сомнительным? 
Тогда послушайте Николая Кузьмича Симакова: глубокие познания творчества великого писателя, осмысление его мировой значимости, уважение и почитания его гения - все это не пройдет без следа в вашем отношении к великому писателю: Федору Михайловичу Достоевскому.

Михайловский замок, Семеновский плат, Сенная площадь,  Дом Раскольникова, дом старухи-процентщицы,  дом Сони Мармеладовой, музей-квартира Достоевского, Александро-Невская Лавра - место упокоения писателя. Все эти места посвященны жизни и творчеству Достоевского и его героев. Заканчивается поездка в музее-квартире Достоевского.
 
Встреча у памятника Достоевскому (метро Владимирская).  в 10:00
 
Стоимость поездки 1200руб. Встоимость входит: входной билет в музей-квартиру Достоевского.
 

«Все мы вышли из Ф.М.Достоевского…»

Духовные искания смысла жизни в 70-е годы 20 века

09.02.2020 436

В нашей стране для духовно ищущей интеллигенции 70-е годы 20 века  стали временем поиска смысла жизни в условиях тогдашнего советского атеистического общества и господства в нем марксистско-ленинской идеологии. В 60-70-х годах многие искали ответы на вопрос о смысле жизни в русской и мировой культуре и философии. 

 Это было время, когда традиционная культура и классическая литература стали для тогдашней советской интеллигенции своего  рода интеллектуальным убежищем от господства материалистического и атеистического мировоззрения.  В литературу тогда уходили, если не бежали, как во «внутреннюю эмиграцию», от обветшалой и набившей оскомину советской идеологии.  Тогда литература в чем-то напоминала «священное писание», она открывала другой мир, формировало иное мировоззрение. В ту эпоху литература стала путеводителем   в поисках духовных идеалов и смысла жизни. Тогда  был  настоящий «культ литературы»,   в те годы  перечитали не только классическую литературу 19 века, но прочли и  современную  20 века от Хемингуэя, Пруста и Кафки, до  Ж.П.Сартра и А.Камю. Однако в ней  многие  так и не смогли найти тот  духовный смысл жизни, который искала русская душа.  Сознательно или бессознательно, но в те годы души многих людей искали высшего,  религиозного смысла жизни. Неофициальная коммунистическая идеология, не господствующее тогда  научно-материалистическое мировоззрение  конечно не могли утолить эту жажду  русской души в поисках духовного смысла жизни.

Поэтому именно к Ф.М.Достоевскому и к русской религиозной философии от В.С.Соловьева до Н.А.Бердяева обращаются в это время. Ф.М.Достоевский был  открыт в 70 годы уже, не только  как писатель, но  как религиозный мыслитель и гениальный исследователь тайн человеческой души. Может быть никто  в русской литературе и философии не проникал так глубоко в тайны человеческой души. Не случайно в своем знаменитом письме к брату Михаилу Ф.М.Достоевский писал о том, что является главной целью  его жизни и творчества: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Почти всегда обращались и обращаются к творчеству Ф.М.Достоевского в эпоху духовных кризисов, чтобы получить ответы на «вековечные вопросы»  всегда стоящие перед человеком в истории, особенно, конечно в 20 веке. Уже в эпоху «серебряного века» Д.С.Мережковский, В.В.Розанов, Вяч.Иванов, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков и другие видели в Ф.М.Достоевском не только великого писателя, но  религиозного мыслителя, который вновь открыл метафизическую природу человека. «Идеи Достоевского - духовный хлеб насущный. Без них жить нельзя. Нельзя жить, не решив вопросы о Боге и дьяволе, о бессмертии, о свободе, о зле, о судьбе человека и человечества»- писал Н.А.Бердяев. «Мы, продолжал он,- духовные дети Достоевского. Мы хотели бы ставить и решать «метафизические вопросы» в том духе, в котором их ставил и решал Достоевский».  

Вопрос о высшем смысле жизни всегда был связан у Ф.М.Достоевского  с разрешением  этих «вековечных проблем» или, как он их называл «проклятых вопросов». Это проблемы: свободы и рабства человека,  преступления и искупления, мирового зла и спасения души грешника, но прежде всего вопросы религиозные:  «Есть ли Бог? Есть ли  бессмертие?». «Только с верой в свое бессмертие, писал Ф.М.Достоевский, человек может достигнуть истинного смысла жизни».  Наряду с этим проблема «теодицеи и антроподицеи» - оправдания Бога и человека  перед лицом зла царящего в мире  была одной из важнейших  тем в творчестве Ф.М.Достоевского. И он сумел  в своих книгах дать глубоко христианский ответ на эти «проклятые вопросы».     

Религиозное и христианское осмысление природы революции и социализма как  бунта против Бога и отвержения христианства, данное Ф.М.Достоевским в его пророческих романах: «Бесы» и «Братья Карамазовы» помогло многим людям  в то время понять духовные причины и истоки великой русской трагедии 20 века.  Для поколения интеллигенции, выросшей в условиях советского тоталитарного государства проблема «свободы и рабства человека» поставленная в многих романах Ф.М.Достоевского была также крайне важной и актуальной.  Как и св. апостол Павел, Ф.М.Достоевский считал свободу  даром Божиим, без которой нет личности человека. Человек для него- «не продукт общественных отношений» как утверждала и навязывала марксистско-ленинская идеология, не «политическое животное», как считал Аристотель, а духовная личность созданная по образу и подобию Божию и обладающая свободой. Своими искупительными страданиями на Голгофе и  Воскресением Христос  даровал человеку  свободу от власти греха, дьявола и смерти. Однако свобода без Бога легко может стать трагедией для человека и человечества! Ф.М.Достоевский видел эту опасность превращения свободы в своеволие, в анархический бунт против Бога  и мира.  Культ «человекобожества» в истории в лице Наполеона, Ротшильда и Великого инквизитора постоянно  будет соблазнять человечество. Об этом написаны  его великие произведения, начиная  от «Преступления и наказания» до «Братьев Карамазовых». 

Веру в Воскресшего Христа, в спасение и бессмертие души Ф.М.Достоевский считал главными духовными и религиозными основами, которые и определяют подлинный смысл жизни и судьбу человека. Наряду со св. апостолом Павлом, Ф.М.Достоевского по праву можно причислить к величайшим проповедникам веры в бессмертие души. «Без высшей идеи, - писал он, - не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея лишь одна и  именно - идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные,  «высшие» идеи жизни,  которыми  может  быть  жив  человек, лишь из нее  одной  вытекают».

Для поколения духовно ищущей интеллигенции  70-х годов 20 века Ф.М.Достоевский и русская религиозная философия сыграли  очень важную, определяющую роль в обретении подлинного, христианского смысла жизни. Ф.М.Достоевский стал для  многих из нас настоящим апостолом, путеводителем ко Христу Спасителю, к вере во спасение и  бессмертие души. Многие из нас могли бы вновь повторить слова Н.А.Бердяева  «Мы – духовные дети Ф.М.Достоевского, мы  вышли из него!». Для нашего поколения 70 годов весьма  точно подходят и слова митрополита Антония Храповицкого: «Колумб открыл Америку, а  Достоевский открыл русскому обществу Господа Иисуса Христа, Которого  раньше знало духовенство, простой народ и отдельные мыслители нашего общества». Действительно, Ф.М.Достоевский не раз утверждал, что  духовный идеал русского народа есть Христос!  «Может быть, единственная любовь народа русского, - писал он, - есть Христос и он любит Его по - своему, тоесть до страдания»   Это утверждение Ф.М.Достоевского нашло свое конкретное подтверждение в лице многочисленных святых новомученников ставших исповедниками Христа Спасителя на русской Голгофе 20 века.

В 70 годы  в  среде интеллигенции  того времени началось Православное возрождение, многие обрели веру и  крестились, стали совершать паломничества по монастырям, участвовать в таинствах православной Церкви. Под влиянием Ф.М.Достоевского определенная часть интеллигенции в 70 годы проделала  духовный и мировоззренческий путь  от материализма  и   атеизма к  православию и церкви. В эти годы в Москве и Ленинграде  появятся подпольные кружки и семинары, на которых будет изучаться русская религиозно-философская мысль 19 и 20 века, основы православного вероучении и  история церкви. Особенно популярными в это время станут: «Столп и утверждение истины» отца Павла Флоренского, «Старец Силуан» архимандрита Софрония (Сахарова), «Пути русского богословия» протоиерея Георгия Флоровского и «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу».

Одним из создателей и лидеров христианского семинара в Москве станет Александр Огородников, а в Ленинграде Татьяна Горичева. Участники семинаров будут подвергаться гонениям и репрессиям. Александр Огородников будет осужден и посажен в лагерь, Татьяну Горичеву лишат гражданства и изгонят из страны.

 Оказавшись за рубежом Татьяна Горичева станет религиозным мыслителем с мировым именем, духовным писателем, известной проповедницей Православия на Западе.

Позднее уже в 90-е годы, когда начнется  большое, охватившее широкие массы народа -  Православное Возрождение, многие из тех кто пришел к вере в 70 годы станут:  священниками, монахами, духовными писателями, просветителями и проповедниками. Они окажутся очень  нужными и востребованными в 90 годы.

 Исходя из  опыта религиозно-философских исканий поколения 70 годов, нельзя не согласиться с мнением известного сербского богослова и духовного писателя святого Иустина  Поповича о том, что Ф.М.Достоевский это новый апостол Христа в истории христианства.  И подобно св. апостолу Павлу его надо церковно прославить, как святого и равноапостольного!  За его   бесстрашное  исповедание веры во Христа Спасителя и бессмертия души, за то, что он уже спас и спасает многих людей в разных странах мира от  атеизма, нигилизма и отчаяния, возвращая  всем им надежду на спасение и  духовный смысл жизни. 

ЗНАЕМ ЛИ МЫ КАК УМИРАЛ ДОСТОЕВСКИЙ?
федор Михайлович Достоевский обрел поеой в 1881 году. Это был один из тех, кому перед смертью читали Евангелие. Перед смертью казал жене очень важные слова: «Анечка, я тебе даже в мыслях не изменял». Этот чахоточный, бывший каторжник, высохший, измученный, о котором критики говорили, что он в посконной рубахе стоит на коленях перед Богом за все человечество.
Потом начались интересные вещи.  Митрополит Санкт-Петербуржский и наместник лавры сказал: «С чего это какого-то писателишку возле монахов хоронить, нечего, понимаешь!»
Но благо, Победоносцев Константин Петрович, всесильный обер-прокурор, стукнул тощим кулачком по столу и привел всех в жуткий трепет. И Достоевского похоронили не только в лавре, а еще и за деньги лавры. Все взяли на себя. Потому что Победоносцев понимал, кого хороним. А митрополит не понимал.

В общем, Достоевский умер. Его положили в Святодуховскую церковь Александро-Невской лавры, ныне не действующую, занятую Культурным Центром. И там он лежал. К нему пришли псалтырь почитать. Лежит покойник, в головах стоит аналой, на аналое лежит псалтырь, приходили люди и читали по кафизме. Потом пришли другие - «я тоже хочу помолиться, и я, и я», и читают по кафизме, потом по псалму, потом по три строчки, потом по одной строчке, потом по одному слову. Потому что желающих прочесть псалтырь у гроба Достоевского оказалось несколько тысяч. Люди почувствовали, кого они потеряли. Приходили молиться разночинцы, студенты, окончившие и не окончившие курс. Приходили дамы, приходили священники, приходили офицеры, приходили интеллигенты.
Впервые робко крестились те, кто уже забыл креститься давно. Потому что безбожие прошло по России широкой волной, многие вообще перестали ходить в церковь. И вдруг они стали снова молиться над гробом покойника, который всю жизнь только о том и говорил: «Веруйте, кайтесь, Христос есть, и Бог есть, и бессмертие души есть, все есть, кайтесь, веруйте».
Когда его выносили из храма, чтобы обнести вокруг церкви под пение тропарей заупокоенных «Волной морскою», то обнести не получилось, потому что весь церковный двор был битком набит людьми. Нужно было гроб передавать буквально по головам. То есть: гроб шел, а люди не двигались. Не могли. Так много было народу. В окрестных домах были открыты настежь окна, в окнах стояли люди с зажженными свечами.
И когда его несли к месту упокоения, пели «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Весь город пел, казалось, весь Петербург сошелся.
Таких похорон Россия не знала, кроме разве что двух. Подобного рода масштабные похороны были у генерала Скобелева, Белого Генерала. И потом похороны Иоанна Кронштадского, которые тоже собрали к себе всю Россию, это было нечто грандиозное.
Похороны праведника - это подтверждение того, что Бог есть. Похороны праведника - это праздник. Это событие, которое рождает в людях не страх и трепет, а радость и умиление, и странные слезы благодарности и любви.
Вот так умер Федор Михайлович, и жизнью и смертью подтвердил весь путь своей жизни, он вел и ведет нас, по сути тащит за руки сквозь петербуржские подворотни, сквозь прокуренные кухни, где спорят о жизни, ведет нас к Иисусу Христу. И смерть его была еще одним доказательством, что он не ошибся. Все, что он делал и говорил, было правильно.

 

Оставить заявку

Для уточнения любых деталей поездки, Вы можете обратиться к нашим менеджерам: